|
E*mo, 22.01.2005 11:24
Post-punk. Пост-панк (post-punk) – одна из разновидностей «новой волны» (иногда эти термины употребляют как синонимы, что не совсем верно), наследующая панк-року второй половины 70-х. В отличие от «новой волны», пост-панк является понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. Пост-панк появился в 1977-78 годах, когда британская панк-«истерия» стала потихоньку успокаиваться, коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, «грязи», которые выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо панка, на становление пост-панка также ощутимо повлиял танцевальный жанр диско, электронный эмбиент, а также множество других источников – от арт-рока до американского академического минимализма. Представители собственно пост-панка в Британии (THE CURE, ECHO & THE BUNNYMEN, BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную. Их очень интересовала область пограничных душевных состояний, образы истерии, кошмара, депрессии, мистики, «грустной веселости». Да и сами пост-панкеры были людьми нередко маргинальными – как, например, лидер JOY DIVISION Ян Кёртис (Ian Curtis), страдавший от эпилепсии и, в конце концов, решивший проблему взаимоотношений с внешним миром путем собственного из него устранения. «Рыдающие» THE CURE создавали необычный внешний образ (обильный грим, «вздыбленные» прически), выдававший в них «очеловеченных» персонажей комедии del arte. Близким по духу стало творчество австралийской THE BIRTHDAY PARTY, и, позднее, ее солиста Ника Кейва (Nick Cave). Саунд пост-панка отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами, (со значительной долей различных «искажателей», шумов, «конкретных» звуков), пост-панк обильно пользовался синтезаторами. THE CURE применяли синтезаторы для создания вязкого, тягучего фона, BAUHAUS с их помощью «расставляли» резкие акценты. Были и музыканты, решившие полностью заменить гитары синтезаторами, продолжая при этом играть на них панк-рок – так родился экспериментаторский синтез-поп (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT, CABARET VOLTAIRE, Билли Айдол и др.). В начале 80-х из этих направлений выросло движение «нового романтизма» с его изысканной меланхоличностью, духом саморефлексии, все повышающимся акцентом на танцевальности и имидже (ADAM AND THE ANTS, VISAGE, DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.). Кроме того, британские пост-панки типа THE CURE стали «отцами» такого сложившегося к середине 80-х направления, как «готика». Настроение музыки американских пост-панкеров рубежа 70-80-х во многом также вдохновлялось карнавальной эстетикой «старого доброго» глэма, но сам настрой их музыки был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью: он сочетал отдельные черты рок-н-ролла, биг-бита, гаражного рока 60-х, рокабилли, кантри, диско, и все это – на основе танцевального бита (THE B-52’s, BLONDIE, THE CARS, DEVO, PRETENDERS и др.). С позиций развлекательности американцы также делали ставку на имидж, внешние данные, элементы шоу: девушки из THE B-52’s выступали в пышных платьях и разноцветных париках, музыканты TALKING HEADS выходили на сцену в костюмах из пестрых экзотических тканей, а чувственная блондинка Дебора Харри (Deborah Harry) из BLONDIE была столь прекрасна, что удостоилась звания одного из секс-символов поколения. В ряду штатовских команд того времени особенно выделялись TALKING HEADS, которые собрались еще в 1976 году под руководством вокалиста и гитариста Дэвида Бирна (David Byrne), и одними из первых обратились к использованию элементов этники (прежде всего заимствованных из афроамериканской культуры: мультиритмика, пентатоника, полуречитативная мелодика, вопросо-ответные структуры, использование экзотической перкуссии и др.). Впрочем, слиянием элементов поп-рока, глэма и этностилей увлекались и американцы, и британцы – ямайское регги полюбилось CULTURE CLUB и THE POLICE, карибское ска – THE SPECIALS и MADNESS. Музыканты пост-панка охотно обращались и к поп-музыке прошлых лет, в частности, к стилю THE BEATLES – это течение получило название пауэр-поп (THE KNACK). В числе разновидностей пост-панка следует назвать и те направления, которые возникли как его непосредственное развитие (в том числе и на грани хэви-метал). Они продолжали нести еще не исчерпавший себя запал агрессии, конфронтации, социального переустройства. Таковы были американский хардкор, британское движение ой!, позже – кроссовер, грайндкор и др. На основе этих и некоторых других направлений в середине 80-х сформировалась так называемая «альтернатива», сконцентрировавшая в себе непримиримый дух «классического» панка и «тяжелого металла». Однако и идеи «классического» пост-панка – так, как они выразились в творчестве THE CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION и др. – до сих пор продолжают вдохновлять молодых музыкантов, вызывая к жизни множество подражаний.
|