Buzzcocks

Эта группа является одним из многочисленных коллективов Первой Волны британского панк-рока, вдохновлённых на занятие музыкальной деятельностью примером The Sex Pistols ( https://antipunk.com/band/sex_pistols_the ), и в то же время значительно превзошедших последних как по уровню творческого потенциала, так и по времени своей деятельности в качестве панк-группы. Более того, в репертуаре Buzzcocks в течение всего тридцатилетнего существования присутствовали песни, исполненные в оригинальной, первозданной стилистике – без переходов в пост-панк, металл или поп-рок; разве что со временем звучание стало гораздо плотнее и насыщеннее.

Buzzcocks. Ранние годы.

Начиналась история этой группы, как это часто бывает с рок-коллективами, в стенах высшего учебного заведения – а именно Болтонского Технологического Университета, в котором в 1975 году встретились первокурсник Питер МакНэйш (Peter McNeish) и студент третьего курса Говард Трэфорд (Howard Traford) — давние знакомые, учившиеся в своё время в одной школе. Помимо общих воспоминаний детства, Питер с Говардом любили обсудить свои музыкальные пристрастия – как выяснилось в ходе этих обсуждений, обоим нравился американский гаражный рок, названный впоследствии прото-панком, а именно группы Velvet Underground и The Stooges.

К тому времени Питер МакНэйш уже имел опыт игры на гитаре в хард-рок банде под названием Jets Of Air и ещё нескольких рок-группах, не снискавших, однако особого успеха, в самой первой из которых в роли вокалиста выступал тот самый Трэфорд. У Питера в связи со встречей старого приятеля в стенах университета возникла мысль возобновить былое творчество – только уже на более серьёзном уровне.

Воплощению в жизнь этой идеи поспособствовало следующее событие: в начале 1976 года Говарду Трэфорду попался на глаза свежий номер журнала «New Musical Express», в котором содержался отчёт об одном из первых концертов лондонской группы под названием The Sex Pistols. Прочитав описание «угара и содомии», царивших на сцене, Говард с Питером захотели узреть эту группу воочию, что и сделали, отправившись в феврале 1976 года в Лондон на полуподпольный концерт Секс Пистолз.

Увиденное превзошло все ожидания, и оба решили в своей группе играть нечто подобное – энергичную, злую и резкую музыку. Однако с идеологической составляющей деятельности Пистолз – а именно с бьющей ключом асоциальностью и идущим рефреном через всё творчество политическим протестом МакНэйш и Трэфорд согласны не были, считая, что творчество должно быть свободно от политики.

Тем не менее, Питер МакНэйш и Говард Девото организовали в Манчестере, куда к тому моменту перебрались из Болтона, концерт The Sex Pistols. Предполагалось, что на разогреве выступит новоиспечённая группа самих виновников торжества, под названием Buzzcocks, которое было позаимствовано из фразы «get a buzz, cock», вычитанной в статье одного из музыкальных журналов. Основатели группы также решили переименоваться – Питер МакНэйш взял псевдоним Пит Шелли (Pete Shelley), а Трэфорд – Говард Девото (Howard Devoto). В группу также был приглашён местный манчестерский бас-гитарист – старый знакомый Пита по имени Гарт Смит (Garth Smith).
Однако, вопреки ожиданиям, дебют не состоялся – Buzzcocks не отыграли свой сет в концерте с The Sex Pistols, проходившем в манчестерском зале Lesser Free Trade Hall по причине ухода из группы за несколько часов до начала концерта басиста Гарта Смита и невозможности быстро подыскать ему замену.

Buzzcocks. Поздние годы.
Но не всё было так уж плохо – на том же концерте Шелли и Девото повстречали среди публики парня по имени Стив Диггл (Steve Diggle), который через некоторое время присоединился к Buzzcocks, с его появлением вновь ставшими трио. Кроме того, у Buzzcocks существовала постоянная проблема с ударником – все попытки подыскать постоянного барабанщика терпели неудачу. Помочь в данной ситуации смогло лишь объявление в известном музыкальном издании под названием Melody Maker «Рок-группа ищет барабанщика», на которое откликнулся некто Джон со звучной фамилией Махер (John Maher).

Как говорится, «жить стало лучше, жить стало веселее», и творческий процесс, в изрядной мере активизированный прослушиванием заокеанской группы Ramones, первый новаторский альбом которой весной 1976 года был с интересом воспринят молодёжью по обе стороны Атлантики, вылился в несколько десятков песен собственного сочинения (в основном, написанных Девото и Шелли). Эстетика песен Ramones гораздо больше пришлась по душе музыкантам группы, нежели тематика песен The Sex Pistols.

Между тем, это не помешало Buzzcocks наконец-таки успешно дебютировать на разогреве у последних на сцене уже упоминавшегося манчестерского Lesser Free Trade Hall в концерте, состоявшемся 20 июля 1976 года. Впоследствии «сдружившиеся» коллективы ещё несколько раз выступали вместе – в частности, Buzzcocks отыграли в первом отделении на нескольких концертах декабрьского «Anarchy» тура The Sex Pistols по Великобритании.
Взяв лучшее от Ramones и The Sex Pistols, Buzzcocks очень удачно совместили в своём творчестве характерную для английского панк-рока динамичность и энергетику и аполитичные тексты, больше присущие панку американскому. В результате получилась эдакая утяжелённая и сверхскоростная оригинальная версия поп-панка, которую уже в январе 1977 года смогла оценить широкая аудитория по всей Англии – вышел первый релиз группы – EP пластинка «Spiral Scratch». Она была выпущена в количестве тысячи копий собственным только что образованным (на деньги отца Пита Шелли) лейблом группы под названием New Hormones Records и стал первой когда-либо изданной DIY-записью.

Диск «Spiral Scratch» стал уже второй студийной работой коллектива – первой было одиннадцатипесенное демо, записанное ещё в октябре 1976 года и не выпущенное тогда же на музыкальных носителях по финансовым обстоятельствам. В 1977 году, однако, этот диск распространялся поклонниками группы в виде неофициального бутлега – официально он был издан лишь в начале девяностых.

Диск публикой был встречен хорошо, и Buzzcocks начали приобретать популярность – у группы появились постоянные поклонники, после участия в «Anarchy» туре вместе с известными лондонскими бандами The Sex Pistols, The Clash и The Damned даже в столичной прессе довольно часто можно было увидеть статьи о коллективе. Эскалация интереса к группе привела к тому, что Говард Девото, не будучи готов к такой популярности, покинул группу летом 1977 года и позднее создал собственный, гораздо менее успешный (да и интересный) проект под названием Magazine.

В Buzzcocks оперативно отреагировали на уход вокалиста: последовала немедленная кадровая перестановка – Пит Шелли занялся пением, Стив Диггл сменил бас-гитару на гитару, а на место бас-гитариста был принят сбежавший ранее, а теперь вернувшийся с покаянием Гарт Смит. У набиравшей обороты популярности была и положительная сторона – осенью группа подписала контракт с «мажорным» лейблом United Artists Records – одним из крупнейших в Великобритании, и приступила к записи полновесного альбома, первый сингл с которого под названием «Orgasm Addict» был выпущен в октябре 1977 года, и тут же привлёк к себе внимание из-за отказа радиостанций транслировать его в радиоэфире по банальной причине «ненормативности содержания». Поклонниками, напротив, ироничная песня, посвящённая актуальной для молодёжи теме мастурбации, была принята «на ура».

Дописывали альбом уже с другим басистом – вместо вновь очутившегося вне группы (на этот раз отнюдь не по своей инициативе, а по причине профессионального несоответствия уровню коллектива) Гарта Смита на пост бас-гитариста заступил Стив Гарви (Steve Garvey). В итоге первый альбом «Another Music In A Different Kitchen», предваряемый вторым по счёту и довольно успешным синглом «What Do I Get?», дошедшим до 40 места в национальном хит-параде Великобритании, увидел свет в марте 1978 года и, в свою очередь, добрался в хит-параде до пятнадцатого места, что очень даже неплохо для дебюта.

На альбоме доминировали скоростные и вместе с тем запоминающиеся и мелодичные двухминутные весёлые и заводные песни, вроде: «You Tear Me Up», «I Don’t Mind» или «Love Battery». За релизом, как это обычно бывает, последовал весьма успешный гастрольный тур, по мотивам впечатлений от которого были записаны песни, вошедшие в следующий студийный альбом под названием «Love Bites», вышедший в сентябре и превзошедший достижения своего предшественника в хит-парадах. Второй сингл с этого альбома под названием «Ever Fallen In Love? (With Someone You Shouldn’t’ve)» пользовался бешеной популярностью у поклонников коллектива.

Buzzcocks
Между тем, бремя славы не прошло бесследно – в результате стремительной успешной карьеры, тяжёлых с психологической точки зрения частых гастролей и предельно обострившегося внимания к музыкантам со стороны поклонников и прессы, те стали злоупотреблять алкоголем и даже наркотиками. В результате, после выхода летом 1979 года третьего альбома «A Different Kind Of Tension» и не очень удачного дебютного американского тура (в Америке к зарубежным музыкантам всегда относились без особого восхищения) в группе господствовали упаднические настроения. Дабы пробудить некоторую лояльность в американской публике, в конце 1979 года в музыкальных магазинах США появилась первая компиляция группы – сборник «Singles Going Steady», имевший коммерческий успех у придирчивых граждан Нового Света.

Между тем, в Старом Свете Buzzcocks завершали очередное успешное турне с мыслю засесть в середине 1980 года в студии с тем, чтобы по прошествии некоторого времени представить поклонникам очередное своё студийное творение.
Этим планам не суждено было сбыться: в 1980 году крупнейший британский медиа-гигант EMI «поглотил» звукозаписывающую компанию United Artists Records, с которой сотрудничали Buzzcocks. Желая как можно быстрее возместить убытки, связанные с покупкой United Artists, EMI развернули обширную кампанию по скорейшему изданию потенциально успешных в коммерческом плане релизов. Так, Buzzcocks в безапелляционном тоне было предложено вместо «доведения до ума» нового альбома переключиться на подготовку английской версии ранее вышедшего в США сборника «Singles Going Steady».

На попытки группы остаться при своём мнении и продолжить запись нового альбома руководство EMI ответило отказом от финансирования записи. Это было уже слишком – Пит Шелли, вынужденный вместо исполнения своих прямых обязанностей музыканта заниматься дипломатическими изысками, надеясь в переговорах с лейблом всё же «выбить» бюджет на запись нового альбома, в конце концов послал всё к чёрту и в начале 1981 года распустил группу, занявшись сольной карьерой. Диггл и Махер, потосковав непродолжительное время, организовали довольно-таки удачную в коммерческом отношении группу под названием Flag Of Convenience, а Стив Гарви сотрудничал некоторое время с американской группой Motivation.

В 1989 году, через восемь лет после распада, Buzzcocks приятно удивили общественность: воссоединившись также неожиданно, как и распались, собрались вместе и отправились в мировое турне, в ходе которого истосковавшиеся фэны оказали им достойный приём. В 1991 году, по мотивам гастролей был выпущен концертный EP альбом «Alive Tonight», а также сборник лучших песен «Operators Manual», в который вошли 25 композиций. Через два года в несколько видоизменённом составе: Пит Шелли – вокал, гитара, Стив Диггл – гитара, басист Тони Барбер (Tony Barber) и бывший барабанщик знаменитой британской группы The Smiths Майк Джойс (Mike Joyce) записали четвёртый по счёту студийный альбом под названием «Trade Test Transmissions».

Время не властно над истинными ценностями – во всяком случае, эти восемь лет прошли без особого ущерба для творчества группы; это становится ясно после прослушивания первых нескольких песен с данного альбома. Затем, как водится, последовали гастроли и полуторагодичный перерыв в деятельности группы, по завершении которого ветераны панк-сцены порадовали поклонников пятым по счёту студийным лонгплеем «All Set», представленным на суд общественности весной 1996 года. Альбом достойный – эта команда вообще никогда не выпускала посредственных работ, но немногие группы через двадцать лет способны играть с прежней резвостью. Но к Buzzcocks данное замечание не относится.

Период с 1996 по 1999 год ничем особо значимым в деятельности группы не был отмечен, за исключением разве что редких концертов и выпуска в 1997 году сборника давнишних раритетов и демо записей под названием «Chronology». В 1999 году вышел шестой студийный альбом группы под названием «Modern». Несмотря на название, подразумевающее перемены, значительных изменений в музыкальной составляющей не произошло (не считая некоторых небольших экспериментов с синтезаторами). И без того запоминающие композиции стали ещё более мелодичными: мотивы таких песен, как «Thunder Of Hearts», «Runaround», «Turn Of The Screw» и «Sneaky» надолго остаются в памяти.

За годы с 1999 по 2002 неутомимые ветераны панк-цеха успели выступить вместе с многими командами, включая The Offspring и The Distillers, а также своих старых друзей The Damned и The Sex Pistols. Подзарядившись эмоциями от этих концертов, в 2003 году они записали один из лучших, если не лучший из своих альбомов под немудрёным названием «Buzzcocks», послушав который приходишь к мысли, что энергия и творческий потенциал этой группы попросту неиссякаемы. Чем иначе можно объяснить просто невероятный магнетизм этого альбома: начав слушать первую композицию «Jerk» очень сложно прерваться, не добравшись до заключительной двенадцатой «Useless»?

2004 год для нестареющих душой Buzzcocks прошёл в различных гастролях – в Америке, например, на разогреве у них выступали Billy Talent, что лишний раз свидетельствует о том, музыканты Buzzcocks, некоторые из которых вплотную подошли к пятидесятилетнему юбилею, ещё дадут молодёжи сто очков форы по энергетике да и, скорее всего, таланту.

В 2005 году у Buzzcocks и мысли нет «почивать на лаврах» – в планах Пита Шелли сотоварищи выпуск летом очередного (уже восьмого по счёту) альбома под рабочим названием «Flat Pack Philosophy», который без сомнения продолжит их уже ставшую закономерностью традицию выпуска этой командой вечно молодых музыкантов классных, по настоящему драйвовых пластинок.


URL документа: https://antipunk.com/band/buzzcocks